На фоне роста преступности, связанной с криптовалютами, мировые правительства сосредоточились на поиске способов конфискации средств, находящихся на цифровых кошельках.
На прошлой неделе Федеральное бюро расследований США проинформировало, что ищет частного поставщика аналитического программного обеспечения для отслеживания криптовалютных транзакций, связанных с незаконной деятельностью. Бывший аналитик ФБР Крейн Хассолд во время интервью рассказал, что ведомство использует специальные методы для конфискации криптовалюты.
«Поскольку криптовалюта стала неотъемлемым компонентом киберпреступности, особенно когда речь идет о программах-вымогателях, правительство США сосредоточилось на поиске способов конфискации средства, находящихся на цифровых кошельках».
Хассолд отметил, что методы возврата таких средств не разглашаются, и «вряд ли правительство США обнародует эти тактики». Программист и криптовалютный аналитик Стивен Дил заявил, что конфискация похищенных в 2016 году с Bitfinex криптовалют с кошельков Ильи Лихтенштейна и его супруги Хизер Морган не вызвала особых трудностей.
Он разъяснил, что Лихтенштейн держал свои закрытые ключи к криптовалютным кошелькам в облаке. После получения ордеров на обыск сотрудники правоохранительных органов смогли получить доступ к файлу, содержащему 2 000 криптовалютных адресов, и закрытым ключам Лихтенштейна. Исходя из слов Дила, «дело было раскрыто в первую очередь из-за плохой информационной безопасности со стороны предполагаемых преступников».
В Великобритании и США работают разные правила конфискации криптовалют. Исходя из закона Великобритании о доходах от преступлений, криптовалюта классифицируется как имущество. Это значит, что правоохранительные органы обязаны дождаться осуждения подозреваемого, прежде чем изъять криптовалюту. Если бы криптовалюты квалифицировались как деньги, их могли бы конфисковать просто по подозрению в причастности к преступной деятельности.
Часто правоохранительные органы не могут получить доступ к криптовалюте, которую они преследуют – например, если эти средства размещены на криптовалютных кошельках, владельцы которых не находятся под стражей. В таких случаях правоохранительные органы «замораживают» средства. Также власти блокируют криптовалютные транзакции, используя законодательство – такие меры предприняло канадское правительство против «Конвоя свободы».
Адвокат участников протестов в Оттаве Пол Чемпан сообщил, что 15 февраля канадское правительство применило Закон о чрезвычайных ситуациях с намерением блокировать доступ для финансирования «Конвоя свободы», а 17 февраля был издан судебный запрет, в рамках более широкого судебного процесса против протестующих. По словам Чемпана, это «первое успешное применение в Канаде запрета, нацеленного на биржи криптовалют».
Ранее в этом месяце Управление по налоговым и таможенным сборам Великобритании конфисковало криптовалюты на сумму £5000 и три невзаимозаменяемых токена в рамках расследования мошенничества на £1.4 млн. В июне прошлого года правоохранители ЕС, Австралии и США провели одну из крупнейших операций по борьбе с организованной преступностью и изъяли криптоактивы и фиатные валюты стоимостью $48 млн.